Сен
28
Filed Under (История) by author on 28-09-2007

Характерной чертой общественно-политической обстановки 60-х гг. стала молодежная контркультура, отразившая недовольство студенчества и вообще молодежи «обществом потребления». Появившись в США и Англии в конце 50-х гг., она после окончания войны в Алжире быстро распространялась во Франции.

Молодежь остро воспринимала несправедливости и пороки капиталистического общества: бедность среди богатства, неравенство, колониализм, расизм, осуждала интервенцию США во Вьетнаме, сочувствовала борьбе народов Азии, Африки, Латинской Америки за свое освобождение.

Отвергая установленные старшим поколением запреты и ограничения, молодежь критиковала священные для ее отцов ценности: «общество», «родину», «семью», «защиту отечества», проповедовала свободу сексуальных отношений.

Даже внешне молодые люди старались отличаться от старшего поколения. Они отказывались носить пиджаки и галстуки, считая их признаком реакционности, отпускали длинные волосы, отращивали бороды. В моду вошли потертые (и даже рваные) джинсы, свитера, куртки, мини-юбки, позднее — женские купальники «топ-лесс» («без верха»).

Важнейшей составной частью молодежной культуры стала рок-музыка, возникшая в Великобритании и США.

Демонстративно порывая с прежними музыкальными жанрами и манерой исполнения, рок-музыканты прибегали к усилителям звука, электрогитарам и другим электронным инструментам, соединяли музыку, пение, танец, акробатические номера, придавая им крайне экспрессивную форму, широко использовали шумовые и световые эффекты, экстравагантные сценические костюмы.

Концерты французских звезд рок-музыки — Джонни Холлидея (настоящее имя — Жан-Филипп Смэт), Сильвии Вартан и других, воспринимавшиеся как вызов существующим порядкам, собирали огромные толпы молодежи и нередко сопровождались потасовками. Рок-музыка стала символом нового поколения, стремившегося к более свободной жизни.

Особенно большую политическую активность проявляли студенты, число которых быстро росло. В 1968 г. во Франции насчитывалось 600 тыс. студентов — в 5 раз больше, чем до войны, столько же, сколько сельскохозяйственных рабочих.

Превратившись в массовую прослойку населения, сконцентрированные в университетах и студенческих городках, обладавшие сравнительно высоким образовательным уровнем, студенты были той средой, в которой легко распространялись самые радикальные идеи.

Большинство студентов не желало принимать идеалы «общества потребления», осуждало империализм и капитализм, прославляло революцию. Часть из них примыкала к немногочисленным, но активным ультралевым — гошистским группам, критиковавшим капиталистическое общество с революционно-анархических позиций.

В их среде пользовались популярностью взгляды американо-немецкого социолога Г. Маркузе, который утверждал, что рабочий класс «обуржуазился» и поэтому главную революционную роль должны играть интеллигенция, молодежь и находящаяся вне «официального общества» наиболее обездоленная часть населения (например, национальные меньшинства).

Среди гошистов встречались приверженцы анархистов, троцкистов, маоистов, сторонники кубинского революционера Че Гевары, но все они осуждали «реформистов», к которым причисляли коммунистов, социалистов и руководителей профсоюзов.