июня
05
Filed Under (История) by author on 05-06-2007

После отставки де Голля в июне 1969 г. состоялись досрочные выборы президента Республики. Партия ЮДР выдвинула на этот пост бывшего премьер-министра Жоржа Помпиду. Правая оппозиция противопоставила ему одного из лидеров «независимых» — нового председателя Сената Алена Поэра.

Левые силы не смогли договориться о едином кандидате. Коммунистическая партия предложила социалистам выступить на выборах совместно, но они отклонили это предложение и сделали своим кандидатом одного из лидеров правого крыла своей партии, Гастона Деффера.

Радикалы решили поддержать Поэра. Кандидатами гошистов стали один из лидеров Объединенной социалистической партии, Мишель Рокар, и троцкист Ален Кривин. После этого компартия выставила своего собственного кандидата — секретаря ЦК ФКП Жака Дюкло.

В первом туре голосования наилучшего результата достиг Помпиду (43,9% голосов). Полный крах потерпел Деффер, с трудом собравший 5% голосов. Еще меньше избирателей голосовало за гошистов: Рокар получил 3,6% голосов, а Кривин — 1,1% . Дюкло завоевал 21,5% голосов избирателей, однако раскол левых сил позволил Поэру менее чем на 2% опередить Дюкло и пройти во второй тур.

Во втором туре голосования баллотировались Помпиду и Поэр. Социалистическая партия призвала голосовать за Поэра. Компартия заявила, что «не может быть выбора между двумя людьми, представляющими одну и ту же политику», и рекомендовала своим сторонникам воздержаться от голосования.

Такая тактика лишила Поэра поддержки избирателей-коммунистов и фактически предопределила победу Помпиду. Собрав 57,5% голосов, Помпиду стал президентом Франции.

Новый президент, внук крестьянина и сын учителя, в молодости — преподаватель французской литературы, затем генеральный директор банка Ротшильда, начальник личной канцелярии де Голля и премьер-министр Франции, принадлежал к тому поколению голлистов, которое выдвинулось после войны.

Основное направление своего политического курса Помпиду выразил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику де Голля, но готов идти на сближение с теми группировками буржуазии, которые ранее выступали против де Голля с позиций «атлантизма», «европеизма» и либерализма, критиковали «дирижизм» и требовали сократить государственное вмешательство в экономику.

Назначив премьер-министром видного соратника де Голля периода Сопротивления Жака Шабан-Дельмаса, имевшего репутацию близкого к радикалам политика, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР, но и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д’Эсте-ном, который опять занял пост министра финансов, а также не- которых видных деятелей правой оппозиции, в том числе известного «атлантиста» и «европеиста» Рене Плевена.

Подобно де Голлю, Помпиду сохранил в своих руках руководство внешней политикой, предоставив премьер-министру играть ведущую роль во внутренней политике.

Как и де Голль, Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В 1970—1974 гг. он пять раз встречался с руководителями СССР. Во время первого визита президента Помпиду в СССР в октябре 1970 г. был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между двумя странами.

В случае возникновения ситуаций, создающих, по мнению обеих сторон, угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства СССР и Франции обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом в целях согласования своих позиций.

В 1971 г. в ходе визита в Париж Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева были одобрены Принципы сотрудничества между СССР и Францией. Руководители двух стран выразили решимость и впредь проводить политику согласия и сотрудничества между СССР и Францией, которая «призвана стать постоянной политикой в их отношениях и постоянным фактором международной жизни».

Обе стороны подчеркнули необходимость соблюдения в международных отношениях принципов нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, равенства, независимости, отказа от применения силы или угрозы ее применения.

Они высказались за разрядку международной напряженности, за всеобщее и полное разоружение под эффективным международным контролем.

Правительство Помпиду первым из правительств крупных капиталистических государств поддержало выдвинутую Советским Союзом идею проведения Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое летом 1973 г. начало работу в столице Финляндии Хельсинки.

Добиваясь вместе с СССР разрядки международной напряженности, правительство Помпиду одновременно стремилось улучшить отношения с США. Во многих областях возобновилось франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не вернулась в военную организацию НАТО.

Французское правительство высказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американской военной авиации на Демократическую Республику Вьетнам. Оно содействовало проведению переговоров о прекращении военных действий во Вьетнаме, которые были начаты в 1968 г. в Париже, а в январе 1973 г. завершились подписанием соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме.

Идя навстречу «европеистам», правительство Помпиду сняло выдвинутые де Голлем возражения против вступления Англии в «Общий рынок», на которых в последние годы не настаивал и сам де Голль.

В ходе состоявшегося во Франции в апреле 1972 г. референдума большинство избирателей одобрило предложенный правительством Помпиду законопроект о вступлении Англии и связанных с ней стран (Дании, Ирландии, Норвегии) в «Общий рынок».

1 января 1973 г. Англия, а также Дания и Ирландия стали членами ЕЭС; теперь в его составе насчитывалось девять государств.

Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию ударных ядерных сил. В начале 70-х гг. Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия: наземными баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР.