Апр
07
Filed Under (История) by author on 07-04-2007

Самой неотложной задачей правительства де Голля было укрепление государственной власти, серьезно ослабленной мятежом ультраколониалистов. Получив чрезвычайные полномочия, де Голль немедленно отправился в Алжир, чтобы взять под контроль армию и заручиться поддержкой европейского населения.

На встречах с военным командованием, в своих выступлениях в офицерских собраниях и на многочисленных митингах он говорил, что нужно заканчивать войну и добиваться умиротворения, но одновременно распорядился продолжать военные действия.

Ультраколониалисты встречали его с восторгом. Они думали, что речь идет о мире после победы над «мятежниками», тем более что в одной из своих речей де Голль воскликнул: «Да здравствует французский Алжир!», а в другой обещал «умиротворить Алжир, сделать так, чтобы он всегда душой и телом оставался с Францией». Командование колониальной армии охотно повиновалось де Голлю. Самозваный «Комитет общественного спасения» и его местные филиалы были распущены.

Установив контроль над армией, де Голль приступил к подготовке новой конституции, которая должна была создать режим «сильной власти». Осенью 1958г. правительство вынесло на референдум проект конституции, который во многом повторял предложения, высказанные де Голлем в 1946 г. в речи в Байе

Как и в Конституции 1946 г., Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой», подчеркивалась ее приверженность «правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 года».

Но система организации власти существенно менялась. Парламентская республика заменялась президентской. Если в Третьей и Четвертой республиках средоточием высшей власти был парламент, то в проекте новой конституции центральное место отводилось президенту.

Президент Республики, избиравшийся на семь лет двухстепенным голосованием коллегией выборщиков с участием членов парламента и органов местного самоуправления (а не только парламентом, как в Третьей и Четвертой республиках), наделялся широчайшими полномочиями.

Он являлся гарантом национальной независимости и территориальной целостности Франции, верховным арбитром, обеспечивавшим «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства».

Глава государства и вооруженных сил, президент назначал премьер-министра и (по его представлению) других членов правительства, осуществлял назначения на все высшие военные и гражданские должности. Президент подписывал и публиковал законы.

Он пользовался правом вернуть любой закон на повторное рассмотрение или, минуя парламент, вынести проект закона на референдум. Президент мог в любой момент распустить Национальное собрание и назначить новые выборы.

Статья 16 давала ему право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти, если он сочтет, что «установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ею международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено».

Парламент по-прежнему состоял из двух палат. Первая палата — Национальное собрание — избиралась прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием сроком на пять лет. Вторая палата, обладавшая правом «задерживающего вето», вновь стала называться Сенатом. Сенат избирался двухстепенным голосованием, обновляясь каждые три года на одну треть.

По сравнению с Конституцией 1946 г. полномочия парламента сужались. Национальное собрание принимало законы, утверждало бюджет, программу и состав правительства, однако депутатам запрещалось вносить предложения, направленные на увеличение расходов государства.

Продолжительность парламентской сессии сокращалась, а время обсуждения бюджета ограничивалось. Если в течение 70 дней бюджет не утверждался Национальным собранием, правительство могло само ввести его в действие. При отклонении Национальным собранием какого-либо правительственного законопроекта правительство могло поставить вопрос о доверии.

В таком случае законопроект считался одобренным, если Национальное собрание не принимало абсолютным большинством голосов особую «резолюцию порицания» (при этом воздержавшиеся или отсутствующие депутаты считались голосующими за правительство).

Вносить еще одну «резолюцию порицания» на той же сессии Национального собрания не разрешалось. В случае принятия «резолюции порицания» или неодобрения правительственной программы Национальным собранием правительство было обязано подать президенту заявление об отставке.

Однако президент мог не принять отставку, а вместо этого распустить Национальное собрание и назначить новые выборы.

Особый раздел проекта конституции посвящался взаимоотношениям Франции с ее колониальными владениями. Признавая принцип «свободного самоопределения народов», проект предлагал населению «заморских территорий» образовать вместе с Францией единое сообщество, основанное «на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав».

Члены Сообщества должны были пользоваться автономией во внутренних делах; внешняя политика, оборона, экономическая и финансовая политика, использование стратегического сырья находились в их общей компетенции.

Коммунистическая партия призвала отвергнуть проект конституции, утверждая, что усиление власти президента «открывает путь фашизму» и может привести к единоличной диктатуре.

Против проекта конституции выступили левые социалисты, объединившиеся в небольшую Автономную социалистическую партию (АСП), сторонники Миттерана и Мендес-Франса, считавшие проект слишком авторитарным, и пужа-дисты, которые полагали, что признание принципа самоопределения народов приведет к ликвидации колониальной империи.

Все остальные партии, включая руководство СФИО,    поддержали    правительственный законопроект. На   референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 г., за него проголосовало 79,2% избирателей, участвовавших в голосовании.

Большинство одобривших Конституцию 1958 г. избирателей разочаровались в политической системе Четвертой республики. Многие считали, что в случае отклонения проекта конституции и вероятной в таком случае отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война.

40% сторонников Конституции 1958 г. объясняли свою позицию доверием к личности де Голля, в котором они видели вождя Сопротивления, противника перевооружения Германии, человека,  способного защитить национальные интересы Франции и добиться мира в Алжире.

Конституцию одобрили и многие ультраколониалисты, считавшие, что де Голль сумеет подавить повстанческое движение в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями.

4 октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Во Франции установился политический режим, получивший наименование Пятой республики.