Янв
22
Filed Under (История) by author on 22-01-2007

Летом 1951 г. в обстановке «холодной войны» и раскола антифашистских сил состоялись очередные выборы в Национальное собрание. Накануне выборов лидеры «третьей силы» провели выгодный для себя избирательный закон, дополнивший пропорциональную избирательную систему так называемым аппарантированием (породнением) партий.

Если какие-либо партии заключали соглашение об аппарантировании, то на время выборов они рассматривались как единое целое и полученные ими голоса суммировались.

Если в сумме эти партии получали больше половины голосов, им в нарушение принципа пропорциональности отдавались все депутатские мандаты соответствующего избирательного округа.

Для аппарантирования партий не требовалось ни единства действий, ни общей программы, ни даже общенационального соглашения. В разных избирательных округах одна и та же партия могла аппарантироваться с различными силами.

Система аппарантирования была направлена в первую очередь против ФКП, а также против РПФ, которые не имели союзов с другими партиями. Все партии исключали возможность союза с компартией. Партия РПФ, осуждавшая партийно-политическую систему Четвертой республики, сама отказывалась блокироваться с какой бы то ни было политической партией.

В результате ФКП и РПФ нередко получали больше голосов, но меньшее мандатов, чем аппарантированные партии. Несмотря на невыгодный для коммунистов избирательный закон, ФКП опять вышла на первое место, собрав свыше 5 млн голосов (26,9%). Второе место заняла партия РПФ.

Потеряв по сравнению с муниципальными выборами 1947 г. часть избирателей, она все же получила 4 млн 58 тыс. голосов (21,6%).

«Независимые» и другие правые группировки несколько упрочили свое положение, завоевав 14,1% голосов. Партии «третьей силы», рассчитывавшие благодаря аппарантированию на победу, потерпели серьезное поражение. Социалисты собрали 14,6% голосов, МРП — 12,6, радикалы и примыкавшие к ним группировки — 10% .

Социалисты потеряли почти 700 тыс. голосов, или примерно 40% своих избирателей (особенно в рабочих районах). Еще большие потери понесла партия МРП: около 50% ее бывших избирателей проголосовало за «независимых» и голлистов.

Распределение мест в парламенте не соответствовало числу собранных голосов. ФКП по количеству полученных мандатов оказалась на третьем месте (103 мандата).

Партия РПФ собрала почти на 1 млн. голосов меньше, чем коммунисты, но получила 121 мандат, создав самую крупную парламентскую фракцию. За социалистов проголосовало почти в 2 раза меньше избирателей, чем за коммунистов, но они получили больше депутатских мандатов (107).

Соотношение сил в Национальном собрании существенно изменилось. Если в 1946 г. три главные партии располагали примерно 3/4 депутатских мандатов, то теперь шесть партий — коммунисты, социалисты, МРП, радикалы, «независимые» и РПФ — имели крупные фракции в Национальном собрании, получившем по этой причине название «шестигранное собрание».

Ни одна из них не имела абсолютного большинства и не могла создать однопартийного правительства. Формирование коалиционного правительства также наталкивалось на серьезные трудности.

Оставшаяся после выборов у власти коалиция «третьей силы» не располагала абсолютным большинством. Кроме того, внутри нее имелись серьезные противоречия.

Радикалы выступали против государственного вмешательства в экономику, а социалисты и МРП отстаивали принципы «дирижизма». Члены МРП добивались выделения государственных субсидий частным религиозным школам, тогда как социалисты и радикалы были сторонниками светского характера образования.

Все это предопределяло неустойчивость любого возможного правительства и в конце концов привело к распаду коалиции «третьей силы». В сентябре 1951 г. социалисты вышли из правительства в знак протеста против закона о государственных субсидиях для частных религиозных школ, принятого по инициативе МРП.

После перехода социалистов в оппозицию ось политической жизни Франции сместилась вправо. Ведущую роль стала играть группировка «независимых».

С приходом к власти правительства «третьей силы» в политике Франции произошел крутой поворот. От попыток сыграть роль «соединительного звена» между СССР и США она перешла к ориентации на англо-американский блок.

В марте 1948 г. Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург создали Западный союз. Его члены обязались сотрудничать в экономической, социальной и культурной областях, а также оказывать военную помощь друг другу в случае, если кто-либо из них подвергнется вооруженному нападению в Европе.

Летом 1948 г. Франция в числе 16 государств (включая всех членов Западного союза) приняла «план Маршалла». Она получила американские кредиты, товары и продовольствие, но обязалась отчитываться в их использовании перед американским правительством, снабжать США сырьем и дефицитными материалами, создать благоприятные условия для американских капиталовложений во французскую экономику.

За время действия «плана Маршалла» (с 1949 по 1954 г.) США предоставили Франции товаров и кредитов на общую сумму 3,2 млрд долл. Кроме того, около 2 млрд долл. было перечислено по предшествующим франко-американским соглашениям. По размерам полученной от США помощи Франция заняла второе место после Англии.

В целом американские поставки составили примерно 10% от общей суммы капиталовложений во французскую экономику. Они дали толчок развитию металлургии, нефтехимии и ряда других отраслей промышленности, но в политическом отношении поставили Францию в зависимость от США.

В апреле 1949 г. Франция вместе с 11 другими капиталистическими государствами, включая США, Великобританию, Италию и Канаду, подписала Североатлантический пакт и стала членом НАТО, фактически возглавляемого США.

В отличие от обычных договоров о взаимной помощи, Североатлантический пакт предусматривал создание объединенных вооруженных сил и постоянного военного командования, во главе которого встали американские генералы.

Участники Североатлантического пакта утверждали, что он носит оборонительный характер и будет содействовать «развитию мирных и дружественных международных отношений», однако советское руководство заявило, что «этот договор имеет агрессивный характер и направлен против СССР».

В начале 50-х гг. международная обстановка еще более обострилась. «Холодная война» переросла в вооруженное столкновение локального масштаба. 25 июня 1950 г. правительство Северной Кореи с негласного одобрения правительств СССР и Китайской Народной Республики (КНР) начало военные действия против Южной Кореи с целью объединить под своей властью весь Корейский полуостров.

Организация Объединенных Наций осудила КНДР как агрессора и призвала своих членов оказать помощь Южной Корее. В войну против Северной Кореи вступили войска США и других членов Североатлантического пакта, действовавшие по мандату ООН. В свою очередь, на стороне Северной Кореи, под видом добровольцев сражались советские летчики, а также вооруженные силы КНР.

Война в Корее длилась три года и закончилась возвращением воюющих сторон к прежней границе между Северной и Южной Кореей. Как и многие другие члены Североатлантического пакта, Франция отправила на Корейский полуостров свои войска, правда, лишь символически — один батальон.

Колониальная политика правительств «третьей силы» сочетала репрессии с политическими маневрами. Продолжая войну против ДРВ, которую коммунисты называли «грязной войной», французские власти сформировали в Южном Вьетнаме правительство во главе с императором Бао-Даем.

В 1949 г. Франция подписала с Бао-Даем соглашение о предоставлении Южному Вьетнаму независимости в рамках Французского союза. Затем последовало провозглашение независимости Лаоса и Камбоджи, однако на территории этих стран, получивших статут присоединившихся к Французскому союзу, оставались французские войска.