Дек
19
Filed Under (История) by author on 19-12-2006

Массовые стачки, руководимые коммунистами, и антикоммунистическая кампания в средствах массовой информации привели к росту популярности партии РПФ, которая выступала за сохранение «порядка» и яростно атаковала коммунистов. Осенью 1947 г. ее численность достигла рекордной цифры — 1 млн человек.

На муниципальных выборах в октябре 1947 г. партия РПФ, впервые принявшая участие в избирательной борьбе, вышла на первое место, получив более 38% голосов. Ей удалось одержать победу в 13 главных городах Франции, включая Париж.

Основываясь на этих результатах, де Голль потребовал распустить Национальное собрание, которое, по его мнению, уже не выражало волю нации, провести досрочные парламентские выборы и пересмотреть Конституцию 1946 г.

Такие требования вызвали тревогу не только у коммунистов, но и у социалистов и у членов МРП, которые не хотели уступать власть голлистам, но, порвав с коммунистами, оказались в меньшинстве в Национальном собрании.

Руководство социалистов во главе с Блюмом предложило создать коалицию «третьей силы», в которую вошли бы разные партии, желающие, по выражению Блюма, бороться «против двойной опасности: коммунизма и голлизма».

Первое правительство «третьей силы», сменившее в разгар всеобщей стачки 1947 г. правительство Рамадье, возглавил видный деятель МРП Робер Шуман, который в 1940 г. входил в правительство Петена, но затем участвовал в движении Сопротивления.

Решающие министерские посты заняли члены МРП. Кроме них, в правительство вошли социалисты, радикалы и — впервые после войны — два представителя «независимых».

Дек
10
Filed Under (История) by author on 10-12-2006

Располагая большинством в Учредительном собрании, коммунисты и социалисты подготовили совместный проект конституции.

Они предложили установить во Франции парламентскую республику с однопалатным парламентом, обладающим большими полномочиями, и президентом, осуществляющим в основном представительские функции. Государство должно было носить светский характер, а его граждане — пользоваться всеми политическими и социальными правами.

Партия МРП возражала против однопалатного парламента, но Учредительное собрание большинством голосов утвердило проект конституции и в мае 1946 г. вынесло его на референдум.

Поскольку против проекта выступали партия МРП, радикалы и все правые группировки, он был отклонен 53% голосовавших. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание и разрабатывать новый проект конституции. В борьбу вокруг конституционных вопросов включился генерал де Голль.

В июне 1946 г. он выступил в городе Байе с речью, в которой потребовал создания «сильной власти» в форме президентской республики. Де Голль предлагал учредить пост неподотчетного парламенту президента — главы государства, обладающего самыми широкими полномочиями.

Президент должен был возглавлять правительство, назначать и смещать премьер-министра и остальных министров, командовать вооруженными силами, руководить внешней политикой, служить арбитром в политических спорах, иметь право распускать Национальное собрание.

После длительных дискуссий второе Учредительное собрание отвергло идею «сильной власти» и высказалось в пользу парламентской республики. Пойдя навстречу требованиям МРП, оно внесло в новый проект конституции положение о двухпалатном парламенте, но сохранило светский характер государства и ограничило полномочия президента.

Новый проект поддержали все партии трехпартийной коалиции. 13 октября 1946 г. состоялся второй референдум, в ходе которого 53,5% участвовавших в голосовании избирателей одобрило новый проект конституции.

Конституция 1946 г. провозглашала широкие демократические свободы и устанавливала строгий контроль парламента над правительством. Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой».

Помимо политических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1946 г. предусматривала «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение и право на образование.

Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».

По настоянию левых сил в Конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие возможность глубоких социально-экономических преобразований. Там указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает «черты национальной общественной службы или фактической монополии», может стать коллективной собственностью.

Согласно Конституции, Франция обязывалась избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе», обещала «не предпринимать никаких войн в целях завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский союз».

Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз. Высшим органом государственной власти, по Конституции 1946 г., являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета Республики.

Только Национальное собрание, избиравшееся всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием сроком на пять лет, могло издавать законы. Совет Республики, избиравшийся двухстепенным голосованием, обладал «задерживающим вето»: он мог отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание.

Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент Республики избирался парламентом на совместном заседании обеих палат. Как и в Третьей республике, он играл главным образом представительскую роль, его акты нуждались в контрассигнации министрами.

Широкие права парламента и ограниченные полномочия исполнительной власти в условиях многопартийной системы неизбежно вели к неустойчивости правительств.

С 1946 по 1958 г. во Франции сменилось 24 правительства. В среднем каждое правительство держалось у власти полгода, а некоторые — всего два-три дня.