Окт
21
Filed Under (История) by author on 21-10-2006

Выборы в Учредительное собрание создали новую политическую ситуацию. Крупную победу одержала компартия, которая впервые в истории Франции вышла на первое место по числу полученных голосов и количеству мандатов.

Вместе с примыкавшими к ней группировками она собрала свыше 5 млн. голосов (26,2%) и завоевала 159 депутатских мандатов. Компартия расширила свое влияние не только среди рабочих и служащих, но и среди части крестьян и средних городских слоев.

На второе место вышла партия МРП, за которую голосовали, с одной стороны, рабочие и служащие, привлеченные ее социально-экономической программой и участием в Сопротивлении, с другой — консервативная часть населения, ранее поддерживавшая правые партии, а теперь считавшая МРП единственным надежным оплотом против коммунизма.

В числе избирателей МРП было 25% промышленных рабочих, 11 — служащих, 20 — сельских хозяев и 30% домохозяек, среди которых особенно сильно было влияние церкви. Всего партия МРП завоевала 4 млн. 580 тыс. голосов (23,9%). В Учредительном собрании она имела 150 мандатов.

На третьем месте оказалась Социалистическая партия, за которую, кроме ее прежних избирателей и некоторых участников Сопротивления, голосовали многие бывшие радикалы, недовольные бездействием Радикальной партии в период оккупации. Вместе с примыкавшими к ней группами СФИО получила 4 млн. 491 тыс. голосов (23,4%) и 146 мандатов.

«Республиканская партия свободы» и другие «умеренные» утратили позиции, которые до войны занимали их предшественники — Республиканская федерация и Демократический альянс. Они получили всего 3 млн. голосов (15,6%).

Еще более тяжелый урон понесли радикалы, которые с начала XX в. являлись ведущей партией Третьей республики. За них голосовало около 1 млн. человек (меньше 6%).

Таким образом, три главные партии — ФКП, МРП и СФИО — собрали более 73% голосов. Коммунисты и социалисты вместе располагали в Учредительном собрании абсолютным большинством.

В соответствии с парламентскими традициями, согласно которым партии, располагающие большинством, формируют правительство, а самая крупная партия возглавляет его, коммунисты предложили создать двухпартийное правительство из представителей ФКП и СФИО во главе с Морисом Торезом.

Руководство Социалистической партии, в котором главную роль вновь стал играть вернувшийся из немецкой тюрьмы Леон Блюм, отвергло это предложение. Оно заявило, что социалисты примут участие только в трехпартийном правительстве, главой которого будет генерал де Голль.

Компартия сняла свое предложение, после чего Учредительное собрание поручило де Голлю сформировать правительство. Де Голль предложил включить в него представителей трех крупнейших партий, однако отказался предоставить коммунистам какое-либо из решающих министерств — военное, иностранных дел или внутренних дел.

Возник острый конфликт, который, в конце концов, завершился компромиссом: в новое правительство де Голля, помимо его формально беспартийных сторонников, вошли представители каждой из трех главных партий Учредительного собрания.

Коммунисты получили посты министров вооружения, труда, национальной экономики и промышленного производства. Торез стал государственным министром, т. е. министром высшего ранга, фактически заместителем главы правительства.

С этого времени и до мая 1947 г. трехпартийная коалиция являлась основой для формирования почти всех французских правительств.

Окт
15

Борьба против фашизма требовала объединения всех антифашистских сил, включая средние слои населения. Поскольку главными политическими представителями средних слоев являлись радикалы, коммунисты решили пойти на союз с ними.

24 октября 1934 г., выступая в городе Нанте накануне съезда партии радикалов, Торез предложил «всем сторонникам свободы» объединиться в рамках «Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир». Так впервые во Франции прозвучал лозунг Народного фронта.

Сначала предложение коммунистов не встретило поддержки радикалов, но вскоре ситуация изменилась. Значительное воздействие на сближение антифашистских сил оказало заключение советско-французского договора о взаимной помощи.

После того как ФКП одобрила этот договор и заявила, что будет защищать национальную независимость Франции, отошли в прошлое разногласия по вопросам национальной обороны, которые ранее отделяли компартию от социалистов и радикалов.

Важным событием в процессе объединения антифашистских сил стала подготовка к 14 июля 1935 г. — национальному празднику Франции, Дню взятия Бастилии. В совместной праздничной демонстрации согласились участвовать все антифашистские силы: социалисты, коммунисты, радикалы, ВКТ, УВКТ, Лига прав человека, Комитет бдительности интеллигентов-антифашистов — всего более 60 различных организаций.

Впервые партия радикалов официально выступила вместе с коммунистами. Демонстрация 14 июля 1935 г. имела огромный успех. В Париже на улицы вышло около 500 тыс. человек.

Демонстрантов возглавляли лидер социалистов Леон Блюм, генеральный секретарь ФКП Морис Торез и глава радикалов Эдуард Даладье. Они шли плечо к плечу под красными и трехцветными знаменами под звуки национального гимна Франции «Марсельезы» и пролетарского гимна «Интернационала».

Демонстрация завершилась грандиозным митингом, участники которого торжественно поклялись «оставаться едиными, чтобы разоружить и распустить фашистские лиги, чтобы защищать и развивать демократические свободы и чтобы обеспечить всеобщий мир».

По существу, демонстрация 14 июля 1935 г. символизировала создание Народного фронта, а клятва Народного фронта послужила основой его программы. Организационный комитет по подготовке демонстрации был преобразован в Национальный комитет Народного фронта.

Он состоял из представителей 10 самых крупных организаций, участвовавших в демонстрации, — социалистов, коммунистов, радикалов, членов ВКТ, УВКТ, Лиги прав человека и Комитета бдительности интеллигентов-антифашистов. Местные и департаментские комитеты Народного фронта также создавались на паритетных началах.

Рост военной угрозы со стороны фашистской Германии подтолкнул Францию к сближению с Советским Союзом. Активным сторонником этого курса был французский министр иностранных дел Луи Барту.

Человек правых взглядов, бывший сотрудник Клемансо и Пуанкаре, Барту принадлежал к той группе французских политиков, которая видела в возрождении традиционного союза с Россией главную гарантию безопасности Франции против угрозы со стороны Германии.

После выхода из Лиги Наций Германии и Японии СССР по инициативе Барту было предложено вступить в ее состав. В сентябре 1934 г. Советский Союз принял это предложение, заняв место постоянного члена Совета Лиги Наций.

При активном участии Барту был подготовлен проект оборонительного Восточного пакта, гарантировавшего безопасность Франции, СССР, Германии, Польши, Чехословакии и Прибалтийских стран, но Германия и Польша отказались от участия в этом пакте.

9 октября 1934 г. в Марселе во время встречи югославского короля, прибывшего с визитом во Францию, король и Барту были убиты хорватскими террористами, но переговоры с Советским Союзом не прекратились. Поскольку Германия и Польша не хотели участвовать в Восточном пакте, французское правительство приняло советское предложение заключить двусторонний договор о взаимной помощи между Францией и СССР.

По условиям этого договора, подписанного в Париже 2 мая 1935 г., Советский Союз и Франция обязались немедленно оказать друг другу помощь и поддержку в случае неспровоцированного нападения со стороны какого-либо европейского государства.

Предполагалось, что такая помощь будет предоставляться в соответствии с рекомендациями Совета Лиги Наций, но если бы Совет не смог достичь единогласия, Франция и СССР все равно должны были выполнить свои обязательства.

Советско-французский договор не был замкнутым военным пактом. Напротив, в его тексте указывалось, что Франция и СССР продолжают считать желательным заключение более широкого регионального пакта, который мог бы его заменить.

16 мая 1935 г. Советский Союз подписал договор о взаимопомощь с союзницей Франции Чехословакией. По настоянию правительства Чехословакии, не желавшего принимать помощи от одного только Советского Союза и тем более, единолично помогать СССР, в советско-чехословацкий договор была внесена существенная оговорка: обязательства о взаимопомощи между СССР и Чехословакией вступали в силу лишь в том случае, если Франция также окажет помощь жертве агрессии.

Вскоре после заключения советско-французского пакта подписавший его министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль отправился в Москву, где был принят руководителями Советского государства во главе со Сталиным.

16 мая 1935 г. в печати появилось официальное сообщение о беседах Сталина с Лавалем, в котором, в частности, говорилось, что Сталин высказал «полное понимание и одобрение политики государственной обороны, проводимой Францией в целях поддержания своих вооруженных сил на уровне, соответствующем нуждам ее безопасности».

Это заявление вызвало большое волнение среди французских коммунистов, потому что ФКП с момента своего основания выступала против политики «национальной обороны» и отстаивала лозунг «революционного пораженчества».

Коммунисты не понимали, что в условиях наступления фашизма и растущей угрозы нападения на Францию гитлеровской Германии политика «революционного пораженчества» была на руку нацистам. После выступления Сталина руководство ФКП во главе с Торезом заявило: «Сталин прав».

В буржуазных кругах пакт о взаимопомощи с Советским Союзом вызвал большое недовольство. Сам Лаваль, подписав его, не скрывал, что воспринимает этот договор «как неизбежное зло». Он хотел не только заручиться поддержкой СССР на случай конфликта с Германией, но и предупредить сближение между Германией и Советским Союзом.

Несмотря на настояния СССР, французское правительство отказывалось дополнить договор конкретной военной конвенцией и затягивало его ратификацию. Лишь 27 февраля 1936 г. он был ратифицирован Палатой депутатов, а 12 марта — Сенатом.

Использовав ратификацию советско-французского договора в качестве предлога, гитлеровская Германия 7 марта 1936 г. ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Тем самым она нарушила положения Версальского договора (а также Локарнских соглашений).

Французское правительство, следуя за Англией, не предприняло никаких действенных мер, хотя в тот момент вооруженные силы Франции превосходили германские.

Оно лишь заявило, что действия Германии являются незаконными, и поставило вопрос об этом в Лиге Наций. Советское правительство предложило Лиге Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств, но большинство ее членов отказалось применить какие-либо санкции против Германии.